Энергосбережение

Энергосбережение - актуальная проблема современности. Уменьшение энергетических ресурсов, повышение стоимости энергии, негативное влияние на окружающую среду, которое связано с ее производством, — все это требует перехода от потребительского отношения к природе к совместному гармоническому развитию природы и общества. Величина ущерба, который человечество наносит природе, зависит не только от использования энергоресурсов, но и от экологической культуры и культуры энергопотребления населения.

Экологическое образование и воспитание, привитие навыков бережного и разумного отношения к потреблению электричества, воды и тепла – важная часть образования, которая способствует формированию ответственного отношения личности и общества к природе. Конечно, же мы не сможем сейчас отказаться от использования энергоресурсов, не ухудшая качество нашей жизни. Необходимо рационально использовать традиционные энергетические ресурсы и одновременно более широко использовать возобновляемые источники энергии. Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергоресурсами. В связи с этим Президентом и правительством Республики Беларусь постоянно проводится энергетическая политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве энергосберегающих технологий. Директивой №3 Президента Республики Беларусь поставлена задача обеспечения энергетической безопасности и энергетической независимости страны, главными факторами которых являются экономия и бережливость. 

 Основа энергосбережения – рациональное использование энергоресурсов и сокращение их потерь. Процесс энергопотребления неразрывно связан также с экологией. Использование традиционных топливно-энергетических ресурсов непременно ведет к загрязнению окружающей среды. Объекты энергетики дают до трети всех вредных выбросов в окружающую среду. Опасным является не само потребление энергии, а масштабы потребления и следствие потребления энергии – отходы. Исходя из этого, необходимо рассматривать обе глобальные проблемы (энергосбережение и экология) в комплексе.

Экологическое воспитание и воспитание культуры энергопотребления направлено на формирование у воспитанников целостного представления об окружающем мире, их подготовке к самостоятельной жизни в гармонии с природой, обществом и хозяйственной деятельностью человека, а также приобретения практических навыков для реализации доступных энергосберегающих мероприятий.

 

Памятки по энергосбережению

развернуть

Цикл опытов на тему: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

развернуть

 «Как увидеть молнию?» 

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества).

 

«Почему лампочка светит?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

свернуть

Цикл опытов на тему: «ТЕПЛО»

развернуть

Опыт «Теплый-холодный»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

 

   Опыт «Где живет теплота»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

 

 Наблюдение «Кому нужно тепло?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

свернуть