Социальная защита

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов имеют право:

на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет независимо от степени утраты здоровья, установленной ребенку (имеют право неработающие, либо работающие на условиях неполного рабочего времени, получающие пенсии мать, отец, опекун, а также мать или отец, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком – инвалидом или другими детьми до достижения или возраста 3 лет); телефон для справок 3-76-14, 3-76-15;

- на пособие старше 3 лет из отдельных категорий семей. Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье:

1.1. воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

1.2. воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

1.3. отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;

1.4. оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством. Пособие назначается со дня возникновения права при обращении до истечения 6 месяцев со дня его возникновения. В случае пропуска 6 месячного срока, пособие назначается с даты подачи заявления; телефон для справок 3-76-14, 3-76-15;

- на обращение за возможным оказанием малообеспеченным гражданам государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий; телефон для справок 3-76-18;

- на оказание материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения и всевозможную гуманитарную, психологическую, юридическую помощь, услуги няни. Телефон для справок: 3-58-12;

- на досрочную пенсию родителям детей-инвалидов в соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 5 лет страхового стажа. Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 5 лет страхового стажа, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в связи с ее смертью; телефон для справок: 3-76-14, 3-76-15, 3-76-17, 6-27-23.

Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет.

Справочно: Обязательное условие — чтобы трудоспособный отец в полной семье или родитель в неполной семье работали в Республике Беларусь или были заняты в предшествующем году не менее 6 месяцев, а также работали (были заняты) на момент обращения за пособием.

Срок подачи заявления для назначения пособия: Пособие назначается со дня установления инвалидности, и далее – ежегодно на календарный год.  При обращении по истечении 6 месяцев  со дня возникновения права, пособие назначается с даты подачи заявления.

Пособие назначается на всех детей старше 3 лет, воспитываемых в семье.

Размеры пособия: на ребенка-инвалида – 70% БПМ,

на других  детей – 50% БПМ.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, фактически осуществляющие уход за ним, если они не имеют иных видов занятости, кроме  занятости на следующих условиях:

  • работающие на условиях неполного рабочего времени (не более 0,5 ставки) или работающие на дому;
  • получающие пенсию либо ежемесячную страховую выплату от «Белгосстраха»;
  • являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством, либо не осуществляющие предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе её прекращения;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком – инвалидом или другими детьми до достижения ими возраста 3 лет, или академическом отпуске.

Другие лица имеют право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет при условии, если они не работают (не служат), не обучаются и не имеют иных видов занятости.

Размеры пособия: на ребенка с I, II СУЗ – 100% БПМ,

на ребенка с III, IV СУЗ – до 3 лет – 100 % БПМ, после 3 лет – 120 % БПМ.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается независимо от назначения на ребенка-инвалида других видов пособий.

Льготы семьям с детьми-инвалидами:

  • Одному из родителей, в семье которого воспитывается ребенок-инвалид, предоставляется по его желанию дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования и (или) один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя (на одной неделе допускается не более одного свободного от работы дня);
  • Предоставляется право на возможное оказание малообеспеченным гражданам государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий;
  • Возможность оказания материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения и всевозможную гуманитарную, психологическую, юридическую помощь, услуги няни;
  • Право на досрочную пенсию родителям детей – инвалидов. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью.

Прием документов осуществляется по заявительному принципу.

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДО 18  ЛЕТ

Порядок обеспечения населения санаторно-курортным лечением определен Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006г. №542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения».

Путевки для детей-инвалидов за счет средств республиканского бюджета выделяются и выдаются по решению Представительств Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения по месту жительства граждан. Контакты и время работы специалистов Представительств размещены на сайте Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения www.rco.by.

Для выделения путевки  граждане подают письменное заявление с приложением медицинской справки о необходимости санаторно-курортного лечения и копии удостоверения ребенка-инвалида. При наличии заключения о необходимости сопровождения выделяются путевки и ребенку, и сопровождающему. Путевки выделяются бесплатно.

Также для детей-инвалидов может быть выделена путевка по месту работы одного из родителей за счет средств государственного социального страхования. Для ее получения необходимо обратиться в комиссию по оздоровлению по месту работы. Путевки в детские санатории выдаются бесплатно.

Лицам, имеющим право на санаторно-курортное лечение и оздоровление  за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета, может быть выделено в течение календарного года не более одной путевки.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ЧТО ЭТО?

развернуть

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

  Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

  Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

Формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последние годы все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней.

Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к людям с особенностями. В нашей республике в понимании проблем людей с особенностями в последнее время, происходят определенные позитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат – безразличного отношения к людям с особенностями.

Готово ли наше общество к принятию других людей, не таких как все? На мой взгляд, именно Беларусь может стать примером толерантности для других. Белорусов называют толерантным народом. Наш менталитет и национальный характер уникален и неповторим. За время существования белорусского этноса наш народ не развязал ни одной войны. Мы терпеливы, миролюбивы.

А на современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей стратегической задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растет, когда он окружен заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

Родителям  рекомендуется

 - провести со своими детьми беседы об «особенных людях»:

     поговорить об «особых людях»,

     об известных «особых людях»,

     во время прогулок, встречая инвалидов, объяснять как вести себя в таких ситуациях (на улице, в общественном транспорте, в общественных местах, местах отдыха);

   - совместная изодеятельность родителей и детей «Тепло наших рук»;  

- посмотреть мультипликационные фильмы: «Про Диму», про слепую девочку и ее видение мира, «Волк наоборот» (обсуждение содержания);

- прочитать сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» (беседа по содержанию).

Такая работа поможет осознать, что особенный ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне, не понимает, почему он другой, растет и развивается в силу своих возможностей и способностей, ждет от взрослых и детей помощи, хочет чтобы его научили играть и общаться.

свернуть