Для родителей

Рекомендации для законных представителей

Буклет "Инклюзия. Что это?"

развернуть

«Особый» ребенок – особое отношение

развернуть

Эмоциональный контакт и ласковое воспитание «особого» ребенка

С самых первых дней жизни между ребенком и матерью устанавливается тесный, а при благоприятных условиях он может сохраниться на долгие годы.

Помните: соприкосновение тел матери и ребенка, ласковые поглаживания малыша, улыбка и добрый взгляд – это залог доверительных, дружеских отношений, создающих гармонию и покой.

По мнению педагогов-психологов, материнские прикосновения необходимы ребенку 6-12 раз в день. Для ребенка с аутистическими нарушениями такой контакт особенно значим, так как он является связующей ниточкой между родителями и ребенком.

При пробуждении малыша подарите ему свое тепло, пожелай доброго утра. Начало нового дня будет определять психологический настрой малыша на целый день.

Первое, что он должен увидеть, - это ваше доброе лицо, улыбку, нежный взгляд. Для ребенка это лучшее подтверждение того, что все хорошо, рядом с ним его близкие люди.

Старайтесь, чтобы малыш нашел защиту и чувствовал себя комфортно среди родных людей.

Эмоциональный контакт с ребенком, выстраивайте постепенно: сначала старайтесь привлечь к себе внимание малыша, затем с помощью различных предметов и действий вызвать его эмоциональный отклик – улыбку , смех , ответный взгляд.

Для полноценного развития ребенка организуйте совместные игры, предполагающие тесное эмоциональное взаимодействие малыша с родителями, в первую очередь с мамой, так как она была долгое время в контакте с ребенком еще до его рождения и этот контакт надо беречь и развивать.

Окружите малыша любовью и нежностью, создайте для него атмосферу эмоционального комфорта, побуждайте его к исследованиям предметов, комментируйте совместные действия, используя различные потешки и стихи, способствующие познавательному и речевому развитию ребенка.

Постоянно устанавливайте контакт с ребенком: при одевании, кормлении, купании, на прогулках, перед сном; старайтесь в это время забывать о своих проблемах и заботах, чтобы ребенку , тонко чувствующему родительское настроение, не не передавались ваши отрицательные эмоции.

Закрепляйте эмоциональный контакт с ребенком, так как это составляет основу вашего сотрудничества и взаимопонимания.

Ласковое внимание родителей может выражаться различными способами контакта с ребенком.

В контакте глаз малыш нуждается с самого рождения и на протяжении всей жизни. Взгляд мамы или отца может поддержать, успокоить, простить, развеселить и даже наказать.

Потребность в физическом контакте - поглаживании, нежных объятиях с родителями, появляется у малыша с младенческого возраста. Со временем форма его проявления меняется. Когда ребенок подрастает, ему нужны объятия, поцелуи.

Все дети проявляют живые эмоциональные реакции, но у каждого ребенка они индивидуальны.

Наблюдайте, изучайте эмоциональное развитие ребенка, обращайте внимание на характер чувств, которые он переживает.

Обратите внимание на эмоциональные реакции вашего ребенка: бурное, безудержное проявление чувств наравне со слишком слабой эмоциональностью должно вызывать беспокойство родителей.

При склонности ребенка к отрицательным эмоциям постарайтесь понять и выявить породившие их причины, устранить или смягчить их действие.

Помните: ласковое, нестрогое отношение к ребенку – это залог его правильного воспитания и развития.

Если малыш не получает положенной доли ласки, он становиться раздражительным, чувствует себя одиноким.

Взрослея, становясь самостоятельными, дети несут в себе заряд родительского внимания, ласки и любви.

Дарите особому ребенку любовь, радость, воспитывайте в нем доверие к миру. Это будет питать душу малыша, формировать в нем позитивное отношение к окружающим людям, жизнеутверждающее настроение.

Эмоциональный контакт и ласковое воспитание облегчает психологическое состояние "особого" ребенка, будут способствовать улучшению его настроения и дружескому общению с близкими людьми и другими детьми.

 

Как научить ребенка общаться, если он не говорит

Как известно, общение – одна из главных потребностей человека. Ребенку с самого раннего возраста, в то время когда до первых слов еще далеко, уже необходимо осваивать навыки выражения своих желаний, нужд, просьб о помощи, устанавливать связь с окружающим миром.

Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до развития его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребенка.

Родителям, воспитывающим «особого» ребенка, важно понимать, что общение – понятие более широкое, чем просто устная речь.

Оно включает в себя: восприятие, понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очередность в диалоге.

Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные жизненные ситуации ребенка, даже если он и не имеет возможности говорить.

Помните: продолжительность довербального (дословесного) периода общения для каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.

Старайтесь обучать малыша в это время умению концентрировать внимание и реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, подражать взрослому, применять навыки в повседневной жизни.

Вырабатывайте у ребенка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей.

Для «особого» ребенка такай вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимодействия с окружающим миром.

Сформированность невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующие с языковыми понятиями.

Прежде всего, для успешной коммуникации, установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.

Научите ребенка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желания, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чем-то сообщить.

Покажите, что вы не понимаете его незрелые или неподходящие случаю жесты и звуки, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.

При обучении навыкам общения учитывайте, прежде всего, интересы ребенка. Совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки. Копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.

Чаще играйте с ребенком в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.

Проводите работу по формированию «предсловаря» ребенка, включающую в себя вокализацию и жесты, которыми он может выражать свои чувства т потребности.

Находясь перед зеркалом, побуждайте его посмотреть на себя, на маму, жестом покажите на себя, затем попросите показать на себя и на вас.

В разговоре с ребенком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например междометия – ой, ай, эй, воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями.

Ай – руки прижать к себе, на лице отобразить выражение испуга.

Ай-я-яй - укоризненно покачать головой и погрозить пальцем.

Ой – на лице радость, всплеснуть руками, поднести их к лицу.

Эй – радостный окрик, руки вытянуть вверх.

Каждый жест ребенок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определенные сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответствующим способом реагировать.

Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребенку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют вхождению в мир близких людей.

 

Как общаться с «особым» ребенком

К сожалению, рутина повседневной жизни лишает малыша и мать радости общения. Ежедневные заботы, бесконечная работа, бытовые дела отделяют родителей от ребенка.

Вместо задушевного общения, теплой беседы мать и отец часто обмениваются друг с другом и малышом простыми, безэмоциональными фразами. Между тем для ребенка, имеющего нарушения в развитии, общение со взрослым очень важно, причем для них обоих.

Для общения с малышом используйте утреннее время, нежно разбудите его, шепните на ушко ласковое слово, чтобы у него улучшилось настроение и он проснулся бодрым и веселым.

Разговаривайте с ребенком по дороге в детский сад, если он его посещает, расспросите о его планах, что-то посоветуйте и т.д.

Вечером после трудового дня, когда вы устали для общения, проведите с ребенком время в спокойной семейной обстановке, устанавливайте с ним контакт с помощью взгляда, улыбки, ласкового приветствия.

 

Помните: ребенок от рождения наделен способностью общаться со взрослым, всегда отвечайте на его желание пообщаться с родителями.

У детей с аутистическими нарушениями, так же как и у обычно развивающихся малышей возникает желание общаться с родителями и другими взрослыми, но гораздо медленнее и позднее, чем у обычно развивающегося ребенка.

Создавайте специальные игровые ситуации, в процессе которых у ребенка возникают ответные голосовые реакции, взаимодействие родителя с малышом.

Обучайте ребенка первоначальным знаниям и умениям, необходимым для овладения речью, а в дальнейшем – для обмена информацией.

Основой для вашего общения с «особым» ребенком должна стать игра, так как это наиболее привлекательный вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет раскрыться, побуждает его к общению с участниками игры.

Систематически играйте с ребенком, озвучивайте при этом все, что делаете, чем занимаетесь. Это благоприятно воздействует на атмосферу общения, создает у малыша комфортное состояние.

Рассматривайте и читайте ребенку книжки с картинками, объясняйте ему связь изображений с прочитанным текстом.

Способствуйте развитию общения с особым ребенком, используя для этого разные приемы и способы, вызывающие его ответные реакции.

При общении обязательно называйте малыша по имени.

Поощряйте его любую попытку что-то вам рассказать, обратиться за помощью. Побуждайте желание ребенка общаться с другими членами семьи.

Старайтесь расширять круг общения ребенка со взрослыми, разнообразить средства их взаимодействия. Передавайте ему свою радостную, положительную энергетику.

Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребенка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.

При общении с ребенком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:

- разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;

- при разговоре повернитесь к ребенку лицом и смотрите ему в глаза;

- не перебивайте малыша на полуслове, выслушайте его до конца; постарайтесь быть внимательным, заинтересованным слушателем, не отвлекайтесь во время разговора с ребенком на домашние дела;

- не разглашайте детские секреты, которые он вам доверяет.

Обращайте внимание на правильность произношения звуков и слов при разговоре, контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребенка к речевой деятельности.

Общение «особого» ребенка со взрослым способствует появлению у него предпосылок для возникновения звуков, слов, речи.

Только при систематическом общении с «особым» ребенком можно получить положительный результат – научить его правильно произносить звуки, определенные слова, фразы, а в дальнейшем – пользоваться речью.

свернуть

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

развернуть

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

(для детей от 5 до 10 лет)

«Покажи нос»

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело. Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.Содержание: Раз, два, три, четыре, пять,Начинаем мы играть.Вы смотрите, не зевайтеИ за мной все повторяйте,Что я вам сейчас скажуИ при этом покажу.Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

 «Волшебный сундучок»

Цель: Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей — разглядывание и изучение новых предметов.Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.Можно построить занятия на закрепление свойств предметов (описание предметов). Фантазировать: где это пригодится и т. д.Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и снова вернуться к волшебному сундучку.

“Шалтай-Болтай

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”. Содержание:Шалтай-БолтайСидел на стене.Шалтай-БолтайСвалился во сне. (С. Маршак) «Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз».

«Разминка»

Большие ноги  (Задавая ритм, ходите и бегаете):Шли по дороге: (шагая широко, говорите низким голосом)Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.Маленькие ножки (бег мелким шагом с произнесением текста)Бежали по дорожке: (тонким голосом)Топ-топ-топ, топ-топ-топ!Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

 Можно проводить релаксационные игры, упражнения на дыхание с целью снятия напряжения, они будут полезны для аутичных детей.

 «Шарик»

Шарик мой воздушный.Какой ты непослушный!Зачем ты отвязался,Зачем помчался ввысь?Вернись скорее, шарик!Вернись!...Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

Можно использовать с этой же целью и пальчиковые игры:

«Замок»

На двери висит замок,Кто его открыть бы смог?Постучали, покрутили,Потянули, и открыли!

«Мальчик-с-пальчик»

Мальчик-с-пальчик, где ты был?С этим другом в лес ходил.С этим другом щи варил.С этим другом кашу ел.С этим другом песни пел.С этим – в дудочку дудел.Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.

 «Теремок»

На поляне теремок (сложить ладошки вместе)Дверь закрыта на замок (сложить ручки в замок)Вокруг терема забор (пальчики веером в разные стороны)Чтобы не забрался вор (погрозить указательным пальчиком)«Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (постучать кулачком то в одну, то в другую ладошку)Открывайте! (руки раздвинуть в стороны)Я ваш друг!» (показать рукопожатие)

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Предлагаемые игры с красками.

На блюдечках смешиваем различные краски, затем на больших листах рисуем руками общую картину: «Морской мир», «Дерево» из отпечатанных ладошек, «Волшебный лес». Занимаемся «бодиартом» - рисуем друг на друге и на ведущих тоже.

«Симметричные рисунки»

 

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

свернуть

Перечень игр на развитие внимания

развернуть

 

  1. «Лабиринт»
  2. «Что изменилось»
  3. «Съедобное - несъедобное»
  4. «Все наоборот»
  5. «Найди 5 отличий»
  6. «Чем похожи, чем не похожи»
  7. «Клубочек»
  8. «Что лишнее»
  9. «Заштрихуй предмет»
  10. «Найди похожий предмет»
  11. «Классификация»
  12. «Запрещенное движение»
  13. «Сиамские близнецы»
  14. «Слепой и поводырь»
  15. «Передай мяч»
  16. «морские волны»
  17. «Слушай хлопки»
  18. «Час тишины и час можно»
  19. «Расставь посты»
  20. «Разговор с руками»
  21. «Замри»
  22. «Ловим комара»
  23. «Давай поздороваемся»
  24. «Многоножки»
свернуть

О питании ребёнка с аутистическими нарушениями

развернуть

Если ваш ребенок слишком избирателен в еде, знайте, что вы не одиноки. До 70% родителей детей с аутистическими нарушениями сталкиваются с подобной проблемой.  Очень часто эта разборчивость сохраняется и в подростковом, и во взрослом возрасте.

         И мы предлагаем советы, которые помогут родителям разнообразить рацион ребенка любого возраста.

     Главное правило - исключить все медицинские противопоказания или возможную аллергическую реакцию на продукты, которые ребенок отказывается есть.  Например расстройство желудка или изжогу. При этом важно помнить, что сами дети не всегда способны самостоятельно описать или определить причину отказа. Обязательно получите консультацию педиатра перед тем, как вводить новые продукты в рацион ребенка, - так вы сможете заблаговременно узнать о возможной аллергии или об опасных заболеваниях, связанных с нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Помните, что естественной реакцией ребенка будет отвращение к той пище, которая однажды вызвала у него отравление или боли в животе.

Никогда не забывайте не менее важное правило: «Избегайте того, чтобы тема еды стала причиной конфликтов в семье». Очень часто получается так, что избирательность в пище приводит к спорам во время семейных обедов или ужинов. Попытки заставить ребенка есть то или иное блюдо, как правило, только усугубляют и без того неприятную ситуацию. Если Вам кажется, что ребенок боится пробовать новые продукты на вкус, подумайте, что может помочь ему избавиться от этого страха.

1. Например, можно сделать следующее: вместо того чтобы категорично требовать «Попробуй это», примените поэтапный подход. Сначала вместе с ним досконально изучите новую еду визуально. Потом можно предложить ребенку почувствовать аромат блюда или потрогать его руками. Существует много возможностей поиграть с едой. Пусть новое блюдо превратится для вас в общее дело. Когда вы почувствуете, что ваш ребенок привык к этой игре, предложите попробовать новинку на вкус. Иногда помогает сочетание новинки с уже давно известными ребенку продуктами, которые он любит. Изучая подобный подход, мы выяснили, что тревога и страх ребенка снижаются по мере нарастания «узнавания» знакомого предмета или продукта питания.

2. Также очень важно предоставлять ребенку максимальную свободу выбора - так он сможет почувствовать, что сам контролирует свои действия. Например, можно сказать, что сегодня на обед будут овощи. Когда придет время обеда, вместо того, чтобы молча положить ему на тарелку горох, можно предложить три вида овощей на выбор: горох, морковь или салат. Похожим образом можно организовать и выбор продуктов на ужин, и снова предложить ребенку самому положить на тарелку то, что он захочет съесть. Такой подход покажет малышу, что в мире продуктов питания существует выбор в принципе (ведь у всех у нас есть хотя бы одно блюдо, которое нам не нравится). Разнообразная пища – залог здорового питания.

3. Действуйте по аналогичной схеме и во время приготовления любимого блюда ребенка. Если это макароны с сыром, заявите о том, что сегодня вечером в это блюдо будет добавлен один неизвестный ингредиент и интересно будет узнать, кто из членов семьи догадается, какой именно сюрприз их ожидает. Можно попытаться угадать из трех вариантов: мясо, брокколи или помидоры. Возможность выбора и контроль над этим выбором ребенка в установленных вами рамках поможет избежать споров, слез и выяснения отношений за обеденным столом. В то же время такой подход способствует обеспечению разнообразного и здорового рациона питания.

4. Наконец, важно помнить о том, что некоторые дети страдают от проблем с вкусовым восприятием пищи, ведь вкус продукта зачастую отличается от его консистенции и запаха. Например, ребенку может быть неприятен момент, когда томат «лопается» во рту, хотя ребенку нравится вкус этого продукта. Отвращение в ряде случаев может вызвать и «текстура» пищи. Если такого рода проблемы возникают в вашей семье, попробуйте их решить. Одним из способов может стать прокрутка помидоров перед их употреблением через кухонный комбайн, - с тем, чтобы избежать момента «взрыва», или перемешивание всех продуктов с целью выровнять их «текстуру». Следует признать, что причину нелюбви к тому или иному продукту довольно сложно установить со 100% уверенностью, ведь 5-летний ребенок сам с трудом может определить, что именно вызывает у него отвращение.

5. Многие родители широко используют прием «запретный плод сладок» или вознаграждение за то или иное действие их малыша. Старое как мир «конфета только после супа» дает мгновенный результат, однако в долговременной перспективе этот метод работает плохо. Да, ваш ребенок, чтобы получить конфету, скорее всего, съест суп, однако это действие вряд ли добавит суп в список его любимых блюд. А ведь наша цель – прежде всего сформировать с умом здоровые и разнообразные предпочтения в выборе продуктов питания, чтобы можно было получать удовольствие от самого процесса употребления пищи.

      Таким образом, чрезвычайно важно найти правильный подход. Чем веселее вы организуете поиски, тем лучше будет и для вас, и для вашего ребенка: катайте по полу арбуз, рисуйте рожицы на пицце с помощью овощей и сыра, делайте узоры соусом на спагетти. Можно попробовать поиграть на красках или на консистенции продуктов, смешивайте их между собой, творите. Любое из вышеупомянутых действий поможет ребенку познакомиться с новыми продуктами питания поближе и пробудить желание попробовать их на вкус. Даже обед можно при желании превратить в образовательный урок о проблеме правильного выбора, а главное – общего веселого занятия, ведь кто, как не дети, любит и умеет получать удовольствие от жизни.

свернуть

«Разные возможности – равные дети»

развернуть

С рождением «особого» ребенка жизнь не кончается.

Она просто становится на планку выше.

 

Пожалуйста, помните, что:

·        "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для «особого» ребенка его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

·        Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

·        Старайтесь предоставлять ребенку пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

·        "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

·        У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии «особого» ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним «медведь на ухо наступил», у других «память дырявая», у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей:

·        Преодолевайте страх и отчаяние

·        Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!

·        Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

·        Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

·        Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.

·        Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

·        Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.

·        Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.

·        Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.

·        Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.

·        Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.

·        Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.

·        Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя. А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребенку. Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.

·        Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребенок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

·        Заведите домашнего питомца. Это поможет ребенку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ!!!

свернуть

Как учить ребенка мыть руки

развернуть

Одна из основных рекомендаций для профилактики инфекций – следить за гигиеной рук. Мытье рук – это базовый навык самообслуживания.

Важно обучать навыкам мытья рук одновременно или сразу после обучения использованию туалета. Все навыки самообслуживания – мыть руки, пользоваться вилкой и ножом, надевать рубашку – являются сложносоставными навыками, особенность которых в том, что они состоят из множества непохожих друг на друга действий, которые должны объединяться в определенную ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Первый шаг для такого обучения – это анализ задачи, когда задача разбивается на простые конкретные действия. После того, как вы составили последовательность шагов для вашего ребенка, вы встаете позади него и предоставляете ему физические подсказки для каждого шага. На первом этапе это, скорее всего, будет подсказка «рука на руке».

Во время всей этой процедуры вы не даете устных подсказок – вы стараетесь вообще не говорить! Вы просто даете одну простую инструкцию, которую продумали заранее, в самом начале, например, «Помой руки». В противном случае у ребенка может развиться зависимость от ваших речевых подсказок, и он не будет мыть руки самостоятельно. Помните, физическую подсказку легче постепенно уменьшать – вы переходите от «рука на руке» к частичной физической подсказке прикосновением, потом лишь слегка подталкиваете руку ребенка в нужном направлении, потом убираете руку совсем. Уменьшать устные подсказки гораздо сложнее!

При начале работы с ребенком старайтесь использовать один и тот же тип мыла (жидкое или твердое). Важно подумать о том, какой вариант будет чаще встречаться в общественных туалетах – часто это жидкое мыло с дозатором. Проводите процедуру у одной и той же раковины несколько раз в день, чтобы добиться последовательности в обучении. Держите мыло и полотенце на одном и том же месте. Такое однообразие необходимо, чтобы вам было проще уменьшать ваши подсказки. Только после того, как ребенок полностью освоит навык в одних условиях, можно работать над его обобщением в разных местах.

Не обучайте каждому шагу отдельно! Важно учить всей последовательности без перерыва. Ребенок должен прочувствовать весь процесс как единое целое, иначе он может путаться в порядке действий. Вы можете стоять позади ребенка и подсказывать ему, мягко кладя руки на его руки или направляя его. Убирайте подсказку на тех шагах, которые удаются ребенку самостоятельно. Старайтесь не допускать, чтобы ребенок ошибся – предоставляйте необходимые подсказки, чтобы весь процесс прошел безошибочно и гладко до последнего шага.

После завершения последовательности похвалите ребенка за то, как хорошо он помыл руки, и предложите ему какое-то поощрение – например, поиграть в его любимую игру.

Постепенно уменьшайте физические подсказки, пока ребенок не начнет выполнять каждый шаг самостоятельно

Видеомоделирование для самостоятельного мытья рук

Если ребенок пока не может помыть руки без ваших подсказок, то можно попробовать обучение с помощью видео с ним самим в качестве модели. Процедура для обучения может быть следующей:

1. Скажите ребенку, что про него снимут кино.

2. Объясните ребенку, что мыть руки очень важно, и это кино поможет ему всегда мыть руки и оставаться здоровым.

3. Составьте полный список действий, которые необходимы, чтобы помыть руки (например, закатать рукава, включить кран, намылить руки, спеть куплет из песенки, пока моешь руки, смыть мыло водой и так далее).

4. Снимите видео, как ребенок выполняет каждый шаг. По необходимости подсказывайте ему, что делать дальше. Старайтесь не снимать свои подсказки или удалите их позже.

5. Отредактируйте видео так, чтобы в конечном варианте он выполнял все действия в нужном порядке без каких-либо подсказок с вашей стороны.

6. В начало и в конец видео добавьте изображение вашего ребенка, когда он счастлив и доволен.

7. В начало видео добавьте закадровый голос, например: «Маша сама моет руки, как большая девочка!»

8. В конце видео снова добавьте закадровый голос, например: «Ты отлично помыла руки, Маша!»

9. Показывайте видео раз в 1-2 дня.

10. Обязательно хвалите или иначе поощряйте ребенка каждый раз, когда он сам моет руки.

11. Когда ребенок начнет мыть руки без каких-либо дополнительных подсказок, начинайте показывать видео реже или совсем прекратите.

 

Источники:

http://www.asabliva.by/

https://outfund.ru/

http://ddu235.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=12301

свернуть

Зрительный контакт

развернуть

Если ваш ребенок не поддерживает зрительного контакта, над этим надо работать.

Даже если в остальном он хорошо развивается, следует учитывать, что зрительный контакт жизненно важен для развития навыков речи.

Старайтесь всегда находиться рядом с ребенком и напротив него, чтобы он смотрел прямо на вас. Помните, что ребенок гораздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки или ложитесь на пол. Не вынуждайте ребенка задирать голову или оглядываться, чтобы посмотреть на вас. И никогда не заставляйте смотреть на вас силой, даже если продвижение идет очень туго.

Перед тем как начать новую игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный контакт. Установив контакт, немедленно вознаграждайте ребенка новой игрушкой или

интересной игрой.

Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть.

Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда. Попробуйте привлечь внимание

ребенка к своему лицу. Вы можете, например:

– Широко и часто улыбаться.

– Строить рожицы – морщить нос, поднимать брови.

– Издавать забавные звуки.

– Надевать экстравагантные шляпы, необычные очки (очень большие, цветные,

фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос.

– Надевать маски.

– Раскрашивать лицо.

Вы можете привлечь внимание ребенка, если легонько подуете ему в щеку. Или даже если просто будете сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем самая кипучая активность.

Возьмите предмет, который заинтересовал ребенка, и поднесите его к лицу.

Ребенок последует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку, а затем закрепите успех с тем же или другим предметом.

Еще одна игра: попробуйте спрятать игрушку за пазуху, дождаться, пока ребенок установит зрительный контакт, и затем показать игрушку. Используйте любимые игрушки ребенка, ложку (во время еды) или игрушку-пищалку. В последнем случае звук вызывает дополнительный интерес ребенка.

Играйте в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку. Используйте следующие вещи:

– шарфы (обычные или из полупрозрачного шифона);

– кухонные полотенца;

– банные полотенца;

– простыни, когда перестилаете постель;

– белье, сохнущее на веревке;

– шторы;

– мебель и двери;

– одежду, когда одеваете и раздеваете ребенка;

– нагрудник или фартук, когда его надевают или снимают с ребенка;

– свои руки – закрывайте ими лицо ребенка или свое собственное;

– руки ребенка – закрывайте ими лицо ребенка или свое собственное.

Во время игры, когда ребенок прячется за шарфом, напевайте что-нибудь вроде:

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду тебя искать!

Где ты прячешься? Тук-тук,

Отворяй скорей на стук!

 

Сажайте ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел прямо на вас, и пойте ему.

Например:

Ехали мы ехали,

Далеко заехали.

На дороге ямка,

Саша в ямку – бух!

Подбрасывайте ребенка на коленях вверх-вниз, затем «уроните в ямку».

Используйте многочисленные вариации на эту тему:

Поехали, поехали

За грибами, за орехами

По ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам.

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высо-о-окую горку

И в ямку – бух!

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке

На одной ножке

В старом лапоточке

По рытвинам по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку – бух!

Ребенок лежит на спине, колени согнуты. Возьмите его за щиколотки и покрутите ногами вперед-назад, имитируя езду на велосипеде.

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними кот–

Задом наперед!

Если ребенок предпочитает играть один, сядьте рядом и повторяйте его действия с такими же или похожими игрушками. Можете разговаривать с ним, но не бойтесь и

помолчать.

 

 

Источник: Сара Ньюман “Игры и занятия с особым ребенком” М, Теревинф:2011г

свернуть

Практические советы по обучению детей новым видам деятельности

развернуть

1. Существует множество способов, с помощью которых вы можете помогать ребенку   учиться  новым   видам   деятельности.   Вы   можете   использовать 

следующие:    

-выбирать для обучения те виды деятельности которые ребёнок может видеть или слышать в практической жизни, в реальности;

-всегда объяснять ребёнку и разговаривать с ним о том, что вы делаете;

-выполнять все малознакомые действия вместе с ребёнком и разговаривать с ребёнком о тех действиях которые в вашем присутствии выполняют другие дети. 

2. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела.

3. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это  обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать.

4. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее   научиться   чему-  то,   если   видит,   что   другие   тоже   делают   это (например, вся семья обедает вместе).

5. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку   заниматься   тем,    что    он   уже   может   делать.

6. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или мокрый убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно.

7. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. (Например, игра в мяч: подкатывание  мяча к ребёнку и отталкивание обратно).

 

Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

свернуть

Пальчиковая гимнастика

развернуть

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

 

      В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона...». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

·        Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

·        Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышаю речевую активность ребенка.

·        Ребенок учиться концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

·        Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

·        Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений .

·        У ребенка развивается воображение и фантазия.

·        В результате кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

С какого возраста можно начинать пальчиковую гимнастику?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

        Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев.

·        Поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз

·        Разминать и растирать каждый палец, вдоль, затем—поперек.

·        Растирать пальчики спиралевидными движениями.

        Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребенка нужно учить: - катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; - рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

 

ПОМНИТЕ! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

 

Пальчиковая гимнастика

·        Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребенку или научите его помогать себе второй рукой.

·        Упражнение отрабатывается сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем—другой рукой, после этого двумя одновременно

свернуть

Как поддержать развитие речи у ребенка с аутизмом?

развернуть

Пять принципов, которые помогут родителям самостоятельно развивать речь своего ребенка

 

Возможно, вы узнаете себя в одном из этих родителей. Вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка развития речи. Он находится в шестимесячном листе ожидания на обследование специалистом, но вы хотите помочь ему уже сейчас. Или у вашего ребенка уже диагностирована задержка развития речи, но вы не хотите ограничиваться занятиями со специалистом и ищете возможность помочь ему дома. Вот несколько стратегий, применимых в домашних условиях, которые помогут развить речь вашего ребенка: подхватывайте инициативу ребенка, соблюдайте очередность, действуйте соответственно уровню вашего ребенка, дожидайтесь его ответа, будьте внимательны к любым попыткам коммуникации.

 

Учитель-дефектолог – один из самых важных специалистов для детей с аутизмом. Однако и сами родители и другие люди из окружения ребенка могут помочь ему развивать речь. 

Подхватывайте инициативу ребенка

Родителям не терпится поделиться с ребенком всеми своими идеями для игр. Но у него нет ваших опыта и навыков, и поэтому он может иметь совершенно другое представление о том, как надо играть. Предоставьте инициативу ребенку и следуйте его примеру. Если он ставит кубик на горку, повторите за ним. Так вы покажете ему, что понимаете его игру и уважаете его инициативу. Показывая ребенку, как нужно играть, вы лишаете его шанса проявить фантазию.

Позвольте вашему ребенку начать «разговор» в игре. Если он ставит свою плюшевую собачку на стул и говорит «на», ответьте: «на стуле» или «собака на», или – поставьте на стул другое животное и тоже скажите «на».

Не задавайте слишком много вопросов во время игры. Ограничьтесь двусложными комментариями. Если ваш ребенок говорит одиночными репликами, отвечайте ему двумя словами. Добавляя по одному слову к уже сказанному им, вы поможете ему научиться использовать в речи более сложные конструкции. Если он ставит собачку на горку и говорит «на», добавьте: «собака на» или «на горке». Таким образом вы помогаете моделировать фразы, соответствующие контексту. Ребенку будет труднее общаться с вами, если ваша речь будет перегружена.

Соблюдайте очередность

Придерживайтесь очередности в игре. Сначала вы кладете кубик в ведёрко, затем ребенок кладет кубик в туда же. Соблюдайте одинаковую продолжительность «ходов». Ждите, чтобы дать ребенку время ответить. Многие действия для него новы, и ему может потребоваться десять дополнительных секунд, чтобы их осмыслить. Если ваш ребенок не понимает, что от него требуется, направьте его с помощью приема «рука в руке». Положите вашу руку на руку ребенка и совершите нужное движение вместе.

Для развития речи ребенка важно «опуститься» на его уровень и подключаться к его играм, поддерживая его инициативу. 

Действуйте соответственно уровню вашего ребенка

Старайтесь говорить на понятном ребенку языке и находитесь с ним на одном уровне телесно. Ваша речь может состоять из звуков, одно- и двусложных последовательностей. Если ваш ребенок находится на этапе односложных предложений, используйте для ответа фразы из двух слов. Копируйте его действия и звуки. Играя, находитесь физически на одном уровне с вашим ребенком. Сядьте на пол или на диван рядом с ним. Когда вы находитесь на одном уровне с ребенком, легче поддерживать контакт глазами, видеть, что делает ребенок, а ребенку – видеть вас.

Дожидайтесь ответа ребенка

Слишком часто родители спешат заполнить паузы в речи ребенка. Чтобы избежать такого искушения, возьмите за правило подождать десять секунд, прежде чем подсказывать. Они могут показаться вам вечностью, но ребенку часто необходимы эти несколько секунд, чтобы сформулировать ответ. Отвечать за ребенка, говорить с ним в командном тоне – это инстинктивные родительские реакции. Но если мы хотим научить его общению, мы должны дать ему возможность сформулировать свои мысли.

Важно не заполнять паузы собственными словами, а терпеливо ждать, не сможет ли ребенок сам вам ответить. Для многих детей с аутизмом любой самостоятельный ответ – это уже большое достижение.

Будьте внимательны к любым попыткам коммуникации

Когда родители обращаются к ребенку и не получают незамедлительного ответа, их естественная реакция – ответить на вопрос самим. На первый взгляд, это упрощает жизнь, но, на самом деле, это – прямое вредительство. Если мы не ожидаем ответа, то наш ребенок обычно «оправдывает» наши ожидания как не способный к общению. Если же мы будем слушать внимательно, воспринимать жесты, вокализации и слова как осмысленное общение, ребенок почувствует себя уверенно и поймет, что старается не зря. Обращайте внимание на любые попытки ребенка выразить себя. Это поможет лучше понять его и сделает вас более восприимчивым родителем. Единственный способ узнать, что хочет сказать ваш ребенок, – это выслушать, что он говорит. Мы не можем сделать этого, если сами говорим без умолку.

Развитие речи ребенка в домашних условиях – нетрудная задача, которая не требует ни специального образования, ни хитроумного оборудования. Большую часть времени ребенок проводит с родителями и с удовольствием будет копировать своего любимого учителя – вас.

 

Источник: minskedu.gov.by

свернуть

ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ЧТО ЭТО?

развернуть

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

  Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

  Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

Формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последние годы все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней.

Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к людям с особенностями. В нашей республике в понимании проблем людей с особенностями в последнее время, происходят определенные позитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий психологический климат – безразличного отношения к людям с особенностями.

Готово ли наше общество к принятию других людей, не таких как все? На мой взгляд, именно Беларусь может стать примером толерантности для других. Белорусов называют толерантным народом. Наш менталитет и национальный характер уникален и неповторим. За время существования белорусского этноса наш народ не развязал ни одной войны. Мы терпеливы, миролюбивы.

А на современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей стратегической задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растет, когда он окружен заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

Родителям  рекомендуется

 - провести со своими детьми беседы об «особенных людях»:

     поговорить об «особых людях»,

     об известных «особых людях»,

     во время прогулок, встречая инвалидов, объяснять как вести себя в таких ситуациях (на улице, в общественном транспорте, в общественных местах, местах отдыха);

   - совместная изодеятельность родителей и детей «Тепло наших рук»;  

- посмотреть мультипликационные фильмы: «Про Диму», про слепую девочку и ее видение мира, «Волк наоборот» (обсуждение содержания);

- прочитать сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» (беседа по содержанию).

Такая работа поможет осознать, что особенный ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне, не понимает, почему он другой, растет и развивается в силу своих возможностей и способностей, ждет от взрослых и детей помощи, хочет чтобы его научили играть и общаться.

свернуть