Структура модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования представлена на основе применения комплекса организационно-педагогических мероприятий, базирующихся на реализации инклюзивных подходов в образовании. Каждый компонент (организационно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный), оставаясь элементом целостности, имеет своё содержательное наполнение и функциональное своеобразие.
Цель является основным элементом модели. Она направлена на повышение уровня рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования на основании инклюзивных подходов.
Организационно-целевой компонент включает субъектов взаимодействия (педагогических работников УДО, сотрудников института развития образования, педагогических работников специальных дошкольных учреждений), функции и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие рефлексивной компетентности педагогических работников. К ним относятся: мотивирование педагогических работников к процессу самообразования; принятие принципов инклюзивного образования; самоанализ педагогической деятельности, направленный на индивидуализацию образовательного процесса; организация системы методического сопровождения педагогических работников с целью развития их профессиональной рефлексии; совершенствование форм, методов повышения квалификации педагогических работников; разработка схем-моделей, карт анализа деятельности педагогических работников.
Содержательно-деятельностный компонент включает организационно-методическое обеспечение, диагностику рефлексивной компетентности педагогических работников УДО, позволяющую на основе индивидуально-типологического подхода в соответствии с результатами подобрать методы, средства и виды совместной деятельности.
Важными составляющими содержательно-деятельностного компонента являются виды совместной деятельности педагогических работников, которые выстраиваются в определенной последовательности. На начальном этапе работы проводятся тренинги для заместителей заведующего по основной деятельности и педагогов-психологов с целью формирования понимания процесса инклюзивного образования, а также освоения мотивационными, рефлексивными методами решения педагогических задач, анализа педагогической деятельности на качественно новом уровне.
Оценочно-результативный компонент представлен ожидаемыми результатами, показателями развития рефлексивной компетентности педагогических работников УДО в области инклюзивного образования. Это такие результаты, как:
а) способность педагогов проводить самоанализ педагогической деятельности в УДО;
б) владение компетенциями в области организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
в) умение применять диагностические методы (наблюдение) в работе с детьми в условиях инклюзивного образования;
г) создание отношений доверия между субъектами образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде дошкольного образования;
д) формирование компетенций в области использования оптимальной самоидентификации ребенка, социальной перцепции восприятии субъекта образовательного процесса.